Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 10"

Учебный план

Пояснительная записка к учебному плану

В основе определения учебноу нагрузки нормативные требования Постановления об утверждении СанПин 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утвержденным постановлением санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 и программные требования по организации НОД.

В структуре учебного плана выделяется инвариантная и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части ООП ДО  МДОУ «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Инвариантная часть реализуется через обязательные виды НОД, отводимые на усвоение основной программы.

Продолжительность НОД:

  • Группы детей раннего возраста (дети 2-3 лет) – не более 15 мин. (165 мин/нед.)

  • Группа детей дошкольного возраста (дети 4-5 лет) – не более 20 мин (240 мин/нед.)

  • Группа детей дошкольного возраста (дети 5-6 лет) – не более 25 мин (375 мин/нед.)

  • Группа детей дошкольного возраста (6-7 лет) – не более 30 мин (510 мин/нед.)

 

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Вторая группа раннего возраста

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Познавательное развитие

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

4 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в неделю

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

Аппликация

-

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

1 раз в

2 недели

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

13 занятий в неделю

14 занятий в неделю

 
Специфика организации образовательного процесса
 
I. Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
 
1. Взаимодействие участников образовательного процесса (единое образовательное пространство).
 
2. Предметно-развивающая среда.
 
3. Освоение содержания образования.
                       
Образовательная среда
Единое образовательное пространство
Предметно-развивающая среда
Освоение содержания образования
1. Личностно-ориентированное сотрудничество:
 
1.1. Личностно-ориентированная направленность методической работы.
1.2. Личностно-ориентированный подход к детям.
1.3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
1. Развивающая направленность:
 
 
1.1.Условия для разнообразных видов продуктивной деятельности детей.
1.2. Дидактическое обеспечение.
1. Развивающий
 характер обучения:
 
1.1. Разнообразие методик, технологий, методов и форм воспитания и обучения детей.
1.2. Интеграция деятельности в обучении.
1.3. Диагностическая основа обучения.
 
 
2. Качество образования:
2.1.Мониторинг эффективности педагогической деятельности.
2.2. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2.3. Результаты оздоровления, развития, воспитания детей.
2. Здоровье-сохраняющая направленность:
2.1. Создание здоровьесохраняющего пространства.
2.2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
2.3. Реализация физкультурно-оздоровительной, профилактической работы.
2. Специфика ДОУ, контингент детей:
2.1. Соответствие установленным потребностям.
2.2. Соответствие реальным образовательным потребностям.
 
II. Режимные моменты.
 
1. Режим детского сада направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.
 
2. Организация оздоровительного режима, стереотипно повторяющиеся режимные моменты:
- время приема пищи;
- укладывание на дневной сон;
- время прогулки на открытом воздухе.
Все остальные компоненты режима носят динамичный характер.    
 
3. В ДОУ созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности в помещении и на улице.
 
-Организация занятий осуществляется преимущественно деятельностным методом с применением приемов снятия психоэмоционального напряжения (на продолжительное сосредоточение у ребенка нет физических сил), ограничение до минимума отвлекающих факторов.
-При организации образовательного процесса преимущество отдается интегрированным, индивидуальным и подгрупповым занятиям.
-Занятия познавательного цикла в понедельник не проводятся из-за перевозбудимости или заторможенности нервной системы ребенка после выходных дней.
-Возбужденный (болезнью) ребенок не занимается больше, чем он может (переключение его внимания на другую деятельность).
-Созданы условия в группах для детей с аллергопатологией.
-Для профилактики нарушения осанки, бронхолегочных заболеваний, лор      патологии проводятся: массаж БАТ, дыхательная гимнастика, аэроинотерапияминерализация, корригирующая гимнастика, босохождение, полоскание полости рта после еды кипяченой водой. 
-Для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов в каждой группе и залах установлены воздухоочистители.
-Использование музыкотерапии в течение дня.
-Использование психотехнологий: «вхождение в день», «рефлексия прожитого дня».
-В ДОУ установлены доверительные отношения с родителями: родителям представлена возможность активного участия в педагогическом процессе, родители-эксперты педагогической деятельности учреждения.
-Интеграция воспитательно-образовательного и лечебно-профилактического процесса позволяют достигнуть эффективных результатов в развитии и оздоровлении детей: сокращается количество дней острого периода болезни ребенка, наблюдается более легкая адаптация детей к режиму детского сада, социализация в обществе. 
 
III. Максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.
 
При организации учебных занятий ДОУ руководствуется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (САН ПИН 2.41. 1249-03), инструктивно-методическим письмом «О Гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах общения» (№ 65/23-16 от 14.03.2000 года). При организации познавательного процесса с детьми устанавливается учебная нагрузка:
 
-максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 2-х занятий, в старшей и подготовительной группах – 3-х занятий;
-максимально допустимая продолжительность занятий: младшая группа –10-15 мин., средняя группа – 15-20 мин., старшая – 20-25 мин., подготовительная – 25-30 мин.;
-в середине занятий организуются динамические паузы, физкультминутки;
-перерывы между занятиями – 8-10 мин;
-во второй половине дня занятия проводятся после дневного сна.
 
В течение пребывания ребенка в ДОУ обеспечивается баланс различных видов деятельности детей, среди которых преобладает игра. При организации воспитательно-образовательного процесса 50% времени отводится занятиям, требующим умственного труда и 50% – занятиям эстетического и физического цикла.
 
Особое внимание уделяется организации двигательной активности детей.
При организации занятий с детьми, учитываются индивидуальные особенности детей, состояние физического и психического здоровья.
Специфика организации жизнедеятельности в ДОУ предполагает использование индивидуальных, подгрупповых и интегрированных занятий.  
 
Специфика двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста
 
Основные направления оздоровительных мероприятий:
 
-тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;
-предупреждение гиподинамии;
-предупреждение проявления отрицательных эмоций;
-профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
-тренировка дыхательной мускулатуры и повышение физической работоспособности у детей с бронхо-легочными заболеваниями.
 
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Самостоятельная двигательная деятельность
 
 
- прогулки
 
 
 
 
 
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей.
 
Ежедневная:
-утренняя прогулка 1 час 10 мин.   
-дневная прогулка 1,5 – 2 часа;
-вечерняя прогулка 1 – 1,5 часа.
Учебные занятия:
- по физической культуре
 
 
3 раза в неделю 25 – 30 мин. из них:
1 – на свежем воздухе; 
1 – в тренажерном зале.
 
 
Физкультурно-оздоровительные занятия:
- утренняя гимнастика
 
 
 
 
- воздушные процедуры после дневного сна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе
 
 
- физкультурная минутка
 
 
 
- пешие походы
 
 
 
- лечебная физкультура:
физкультурные (коррекционные) занятия.
 
 
Ежедневно 8-10 мин. в одной из форм:
-оздоровительный бег с комплексом упражнений;
-подвижные игры;
-спортивные тренировки;
-ритмические упражнения.
 
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, состоят из следующих частей:
-комплекс дыхательных упражнений, лежа поверх одеяла;
-точечный массаж;
-оздоровительный бег с комплексом дыхательных упражнений при контрастной температуре помещений спальни и групповой комнаты;
-упражнения на тренажерах в оздоровительном центре группы.
 
 
-Ежедневно на дневной и вечерней прогулке по 15 – 20 мин.
 
 
 
-Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия, 2 -5 мин.
 
 
-По понедельникам, 1,5 км. в библиотеку на ул. Труфанова, длительность 35 + 35 мин.
 
 
-Ежедневно индивидуальные и подгрупповые занятия в зале ЛФК по 20 – 30 мин., с учётом рекомендаций врача.
Активный отдых:
- физкультурные развлечения на свежем воздухе
 
- физкультурные праздники
 
- праздник «День здоровья»
 
- неделя здоровья и безопасности
 
 
 
 
 
- игры, труд, театр
 
1 раз в месяц, 30 мин.
 
2 раз в год (зимой, летом) (40 – 60 мин.)
 
1 раз в сезон
 
Одна неделя в сезон. Занятия проводятся по лексическим темам:
-«Нехворайка».
-«Помоги себе сам».
-«Безопасность».
 
По понедельникам, учебные занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, не проводятся.
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
- домашние задания родителей с детьми
 
- участие родителей в физкультурно – оздоровительных, массовых мероприятиях    детского сада 
 
- Клуб «Здоровье»
 
 
Определяются воспитателем.
 
Во время подготовки и проведения праздников, развлечений, дней здоровья, походов, посещений открытых занятий.
 
По плану в течение года с участием родителей, а так же совместно с детьми.