Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 10"

 

Пояснительная записка к учебному плану

В основе определения учебноу нагрузки нормативные требования Постановления об утверждении СанПин 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 №19342 утвержденным постановлением санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 и программные требования по организации НОД.

Продолжительность НОД:

  • Группы для детей раннего возраста (с 1-2 лет) – не более 10 минут (100 мин/ нед.)
  • Группы для детей раннего возраста (с 2-3 лет) – не более 10 минут (100 мин/ нед.)
  • Группы для детей дошкольного возраста (с 3-4 лет) – не более 15 минут (165 мин/нед.)
  • Группы для детей дошкольного возраста (с 4-5 лет) – не более 20 минут (240 мин/нед.)
  • Группы для детей дошкольного возраста (с 5-6 лет) – не более 25 минут (375 мин/нед.)
  • Группы для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) – не более 30 минут (510 мин/нед.)

Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю для детей раннего возраста (с 1-2 лет)

Виды игр-занятий

Количество

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3

Развитие движений

2

Со строительным материалом

1

С дидактическим материалом

2

Музыка

2

Общее количество

10

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе (с 2-7 лет)

Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Группа детей раннего № 4 возраста

(2-3 лет)

Группа детей дошкольного возраста № 6, № 7

(3-4 года)

Группа детей дошкольного возраста № 2, № 8

(4-5 лет)

Группа детей дошкольного возраста № 9, №10

(5-6 лет)

Группа детей дошкольного возраста №3, № 5

(6-7 лет)

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Познавательное развитие

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

4 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Аппликация

-

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Дополнительное

занятие

     

1 раз в неделю

1 раз в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

10 занятий в неделю

14 занятий в неделю

15 занятий в неделю

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специфика организации образовательного процесса
 
I. Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
 
1. Взаимодействие участников образовательного процесса (единое образовательное пространство).
 
2. Предметно-развивающая среда.
 
3. Освоение содержания образования.
                       
Образовательная среда
Единое образовательное пространство
Предметно-развивающая среда
Освоение содержания образования
1. Личностно-ориентированное сотрудничество:
 
1.1. Личностно-ориентированная направленность методической работы.
1.2. Личностно-ориентированный подход к детям.
1.3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
1. Развивающая направленность:
 
 
1.1.Условия для разнообразных видов продуктивной деятельности детей.
1.2. Дидактическое обеспечение.
1. Развивающий
 характер обучения:
 
1.1. Разнообразие методик, технологий, методов и форм воспитания и обучения детей.
1.2. Интеграция деятельности в обучении.
1.3. Диагностическая основа обучения.
 
 
2. Качество образования:
2.1.Мониторинг эффективности педагогической деятельности.
2.2. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2.3. Результаты оздоровления, развития, воспитания детей.
2. Здоровье-сохраняющая направленность:
2.1. Создание здоровьесохраняющего пространства.
2.2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
2.3. Реализация физкультурно-оздоровительной, профилактической работы.
2. Специфика ДОУ, контингент детей:
2.1. Соответствие установленным потребностям.
2.2. Соответствие реальным образовательным потребностям.
 
II. Режимные моменты.
1. Режим детского сада направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей.
2. Организация оздоровительного режима, стереотипно повторяющиеся режимные моменты:
- время приема пищи;
- укладывание на дневной сон;
- время прогулки на открытом воздухе.
Все остальные компоненты режима носят динамичный характер.    
 
3. В ДОУ созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности в помещении и на улице.
-Организация занятий осуществляется преимущественно деятельностным методом с применением приемов снятия психоэмоционального напряжения (на продолжительное сосредоточение у ребенка нет физических сил), ограничение до минимума отвлекающих факторов.
-При организации образовательного процесса преимущество отдается интегрированным, индивидуальным и подгрупповым занятиям.
-Занятия познавательного цикла в понедельник не проводятся из-за перевозбудимости или заторможенности нервной системы ребенка после выходных дней.
-Возбужденный (болезнью) ребенок не занимается больше, чем он может (переключение его внимания на другую деятельность).
-Созданы условия в группах для детей с аллергопатологией.
-Для профилактики нарушения осанки, бронхолегочных заболеваний, лор      патологии проводятся: массаж БАТ, дыхательная гимнастика, аэроинотерапияминерализация, корригирующая гимнастика, босохождение, полоскание полости рта после еды кипяченой водой. 
-Для очистки воздуха от пыли и микроорганизмов в каждой группе и залах установлены воздухоочистители.
-Использование музыкотерапии в течение дня.
-Использование психотехнологий: «вхождение в день», «рефлексия прожитого дня».
-В ДОУ установлены доверительные отношения с родителями: родителям представлена возможность активного участия в педагогическом процессе, родители-эксперты педагогической деятельности учреждения.
-Интеграция воспитательно-образовательного и лечебно-профилактического процесса позволяют достигнуть эффективных результатов в развитии и оздоровлении детей: сокращается количество дней острого периода болезни ребенка, наблюдается более легкая адаптация детей к режиму детского сада, социализация в обществе. 
 
III. Максимальный объем учебной нагрузки на ребенка в организованных формах обучения.
 
При организации учебных занятий ДОУ руководствуется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (САН ПИН 2.41. 1249-03), инструктивно-методическим письмом «О Гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах общения» (№ 65/23-16 от 14.03.2000 года). При организации познавательного процесса с детьми устанавливается учебная нагрузка:
-максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 2-х занятий, в старшей и подготовительной группах – 3-х занятий;
-максимально допустимая продолжительность занятий: младшая группа –10-15 мин., средняя группа – 15-20 мин., старшая – 20-25 мин., подготовительная – 25-30 мин.;
-в середине занятий организуются динамические паузы, физкультминутки;
-перерывы между занятиями – 8-10 мин;
-во второй половине дня занятия проводятся после дневного сна.
В течение пребывания ребенка в ДОУ обеспечивается баланс различных видов деятельности детей, среди которых преобладает игра. При организации воспитательно-образовательного процесса 50% времени отводится занятиям, требующим умственного труда и 50% – занятиям эстетического и физического цикла.
 
Особое внимание уделяется организации двигательной активности детей.
При организации занятий с детьми, учитываются индивидуальные особенности детей, состояние физического и психического здоровья.
Специфика организации жизнедеятельности в ДОУ предполагает использование индивидуальных, подгрупповых и интегрированных занятий.  
 
Специфика двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста
 
Основные направления оздоровительных мероприятий:
-тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;
-предупреждение гиподинамии;
-предупреждение проявления отрицательных эмоций;
-профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата;
-тренировка дыхательной мускулатуры и повышение физической работоспособности у детей с бронхо-легочными заболеваниями.
 
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Самостоятельная двигательная деятельность
 
 
- прогулки
 
 
 
 
 
Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей.
 
Ежедневная:
-утренняя прогулка 1 час 10 мин.   
-дневная прогулка 1,5 – 2 часа;
-вечерняя прогулка 1 – 1,5 часа.
Учебные занятия:
- по физической культуре
 
 
3 раза в неделю 25 – 30 мин. из них:
1 – на свежем воздухе; 
1 – в тренажерном зале.
 
 
Физкультурно-оздоровительные занятия:
- утренняя гимнастика
 
 
 
 
- воздушные процедуры после дневного сна
 
 
 
 
 
 
 
 
- подвижные игры и физические упражнения на открытом воздухе
 
- физкультурная минутка
 
 
- пешие походы
 
 
- лечебная физкультура:
физкультурные (коррекционные) занятия.
 
 
Ежедневно 8-10 мин. в одной из форм:
-оздоровительный бег с комплексом упражнений;
-подвижные игры;
-спортивные тренировки;
-ритмические упражнения.
 
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей, состоят из следующих частей:
-комплекс дыхательных упражнений, лежа поверх одеяла;
-точечный массаж;
-оздоровительный бег с комплексом дыхательных упражнений при контрастной температуре помещений спальни и групповой комнаты;
-упражнения на тренажерах в оздоровительном центре группы.
 
 
-Ежедневно на дневной и вечерней прогулке по 15 – 20 мин.
 
-Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия, 2 -5 мин.
 
-По понедельникам, 1,5 км. в библиотеку на ул. Труфанова, длительность 35 + 35 мин.
 
-Ежедневно индивидуальные и подгрупповые занятия в зале ЛФК по 20 – 30 мин., с учётом рекомендаций врача.
Активный отдых:
- физкультурные развлечения на свежем воздухе
 
- физкультурные праздники
 
- праздник «День здоровья»
 
- неделя здоровья и безопасности
 
- игры, труд, театр
 
1 раз в месяц, 30 мин.
 
2 раз в год (зимой, летом) (40 – 60 мин.)
 
1 раз в сезон
 
Одна неделя в сезон. Занятия проводятся по лексическим темам:
-«Нехворайка».
-«Помоги себе сам».
-«Безопасность».
 
По понедельникам, учебные занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, не проводятся.
Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
- домашние задания родителей с детьми
 
- участие родителей в физкультурно – оздоровительных, массовых мероприятиях    детского сада 
 
- Клуб «Здоровье»
 
 
Определяются воспитателем.
 
Во время подготовки и проведения праздников, развлечений, дней здоровья, походов, посещений открытых занятий.
 
По плану в течение года с участием родителей, а так же совместно с детьми.