Консультация для родителей: «Как развить познавательный интерес у ребенка»
Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности.
Познавательный интерес с точки зрения психологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата.
Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:
Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.
ТЕСТ для родителей: «Познавательная потребность ребёнка-дошкольника»
Выберите вариант ответа, который, с Вашей точки зрения, больше всего подходит для ребёнка.
Как часто ребенок занимается какой-либо умственной работой больше одного часа?
— Часто 5 баллов
— Иногда 3 балла
— Очень редко 1 балл
⠀Что предпочтет ребенок, если задан вопрос на сообразительность?
— Хочет сам найти ответ 5 баллов
— Когда как 3 балла
— Получить ответ от взрослых 1 балл
⠀Любит ли слушать), когда ему читают? (или читать)
— Постоянно 5 баллов
— Иногда 3 балла
— Не любит 1 балл
⠀Насколько интересны для ребенка умственные занятия?
— Очень интересны 5 баллов
— Когда как 3 балла
— Не интересны 1 балл
⠀Часто ли задает вопросы?
— Часто 5 баллов
— Иногда 3 балла
— Очень редко 1 балл
⠀
Подсчитайте количество баллов по всем пунктам и Вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?»
⬜17-25 баллов — потребность выражена сильно. Поощряйте и поддерживайте рвение ребёнка к получению новой информации.
◻12-16 баллов – умеренно. Для увеличения потребности к знаниям попробуйте изменить свой привычный метод подачи материала, возможно он просто наскучил ребёнку или предложите малышу самому придумать игру на заданную тематику.
◽Менее 12 баллов – слабо. Возможно ребёнку не хватает мотивации, отсутствуют условия для обучения или он попросту мал для определённых решений. Возьмите паузу, подберите мотивационный ключик к малышу и выделите несколько минут времени (начиная с 3-5 мин) для качественного совместного времяпрепровождения.
Как же развивать познавательный интерес у детей?
Прежде всего – через общение со взрослыми. Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.
Вот, что могут родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.
- Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
- Важно делать все вместе с детьми: смотреть телепередачи, читать и обсуждать книги. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника.
- Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме “вопрос – ответ” и с удовольствием включиться в такую игру.
- Нужно чаще ходить с сыном или дочерью на природу, рассказывать о чудесах окружающего мира – как движутся облака, как маленькое зернышко становится хлебом ит.д
- Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
- Посещать театры, выставки, музеи вместе с детьми.
- Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини – музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.
Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию. Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность, помогая ребенку в освоении новых знаний и умений и достижении успеха!
педагог-психолог "Детский сад №10"
Катерина Л.В.