КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ РИТМ»
«Жизнь есть музыка с ее живым и
творящим ритмом»
Э. Жак-Далькроз
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — всё это и много другое подчинено определенному ритму. Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка.
С чего начинать?
Массаж с пением можно проводить уже с первого месяца жизни; гимнастику с пением — со второго месяца; выстукивание «в такт» (метрическая пульсация) под фонограмму или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах — с четвёртого-пятого месяцев жизни.
Какие использовать упражнения?
Для формирования и активного развития чувства метра и ритма у малышей можно рекомендовать следующие задания:
1. Дети всегда с большим интересом слушают стихи, поэтому негромко, с усиленной артикуляцией, проговариваем текст стихов или поём короткие песенки с одновременным прохлопыванием или простукиванием ритма кончиками пальчиков по столу.
2. Громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной «ходьбой» руками по столу или коленям малыша.
3. Ходим на месте под чтение стихотворения или пение, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
4. Медленно поём короткие, простые песенки, простукивая метр ладошкой, ножкой или выполняя игровые образные движения, в положении сидя: «Андрей воробей» — «клюём зёрнышки» (пальчиком ладошку); «Ладушки» — «лепим пирожки» (хлопаем в ладоши); «Дон-дон» — стучим ложкой по чашечке или сковородке и т.д.
В каких ситуациях и какую игру можно применить?
- Играете вы с ребенком дома в игрушки и у вас среди игрушек есть деревянные или пластмассовые кубики, или музыкальные молоточки, возьмите эти кубики, молоточки и вместе с ребенком расскажите сказку «Теремок»;
- Гуляете вы со своим ребенком во дворе, можете использовать двигательное упражнение «Ноги и ножки» (шагать медленно (ноги) и быстро (ножки);
- Если у вас на стене висят часы, можно послушать, как они тикают и предложить ребенку «потикать», как часы, используя словесную игру:
«Часы»
Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому). Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (повороты туловища вправо, влево)
-
- Если вы смотрите в окно, на улице холодно и сыро, а за окном идет дождь, предложите ребенку поиграть, чтобы избавить его от грустного настроения, используйте в этот момент словесную игру;
«Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик – кап! Дождик – кап! То сильней, то тише (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой). Не стучи, не стучи, не стучи по крыше! (грозить пальцем) Непослушный какой! (укоризненно качать головой). Погоди, не лейся! Заходи к малышам (манить руками). И в тепле погрейся! (положив ладони на плечи, скрестив ладони на груди, погладить себя)
«Ритмическое эхо» (для детей от 4 лет)
Взрослый прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
«Сыграй, как я»
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные ложки. Взрослый предлагает ребенку послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 – 7 звуков, сыгранных на любом инструменте.
Уважаемые родители! Слушайте с ребёнком музыку, учите воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением. Поощряйте движения под музыку. Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи. Чаще интересуйтесь у детей, что нового они выучили на музыкальном занятии. Играйте с детьми дома, на прогулке, во время чтения стихотворения, в любое время года и дня.